Москва отказалась от троллейбуса

 

   29.08.2020 

Фото: livejournal.com

Горькая реальность: московские власти прекратили работу всех троллейбусов. Такого прецедента в истории еще не было. Город, еще недавно именующий себя «троллейбусной столицей мира» за короткий период времени отказался от ‘этого вида городского пассажирского транспорта.

Еще несколько лет назад московский троллейбус представляла собой систему протяженностью более 600 км контактной сети, состоящую из 84 маршрутов, которые обслуживали более полутора тысяч единиц подвижного состава. И вот в одночасье троллейбусная история Москвы завершена.

Сокращение троллейбусной сети началось в 2016 году, тогда троллейбусы перестали ходить в историческом центре города в пределах Садового кольца. Затем начался демонтаж контактной сети в других частях города, а на троллейбусных маршрутах начали работать новые автобусы, отвечающие стандартам Евро-5.

В интервью журналистам чиновники, отвечающие за работу транспорта, объясняли происходящее тем, что троллейбус уступает другим видам транспорта по эффективности, его эксплуатация очень дорогая. Заменить его на маршрутах должны электробусы, которые совмещают маневренность автобуса и экологичность электротранспорта, при этом им не нужна контактную сеть.

По плану чиновников предполагалось довести количество электробусов 2300 единиц к 2023 году. И к этому времени заменить ими не только троллейбусы, но и частично автобусы с ДВС.

Но оставшиеся троллейбусы не пропадут, они продолжат работу в других местах. Более половины московских троллейбусов еще не выработали остаточный ресурс и амортизацию, это позволяет передать исправные машины в троллейбусные парки городов Московской области, а также в ряд других регионов страны. На такое масштабное пополнение рассчитывают во многих городах. Несколько недель назад крупную партию — 60 машин получили в Воронеже. Еще 60 троллейбусов получили прописку в Ростове и 40 в Нижнем Новгороде. Еще одна партия в 80 троллейбусов уйдет в Саратов.

Вот так резко и закончилась славная 87-летняя история московского троллейбуса. В знак уважения к троллейбусу чиновники приняли решение оставить один троллейбусный маршрут в Москве навсегда. Впрочем маршрутом назвать путь в 700 метров от Комсомольской площади до Новорязанской улицы без промежуточных остановок сложно. Перевозки будут осуществлять два ретротроллейбуса. Скорее всего это будут музейные ЗиУ-5 1961 года и ЗиУ-5Г 1966 года. Поэтому это скорее будет уже не транспорт, а развлечение для фанатов. Обкатка маршрута запланирована на сентябрь.

Сохраненный троллейбусный маршрут выбран неслучайно, на улице Новорязанская в июне 1937 года открыли второй троллейбусный парк. В этом районе скоро откроется Музей транспорта Москвы. Здесь можно будет увидеть и троллейбусы самых разных лет.

Остальные троллейбусные маршруты с 25 августа по заверениям чиновников будут обслуживаться электробусами, но как пишут в соцсетях, на многих маршрутах работают обычные автобусы с двигателями внутреннего сгорания. Впрочем и электробус полностью экологически чистым транспортом назвать нельзя, для экономии бортового запаса электричества возит с собой дизельную печку с выхлопом Евро‑0 и запас топлива — зимы в российской столице холодные. Электробус еще и в три раза дороже автобуса и троллейбуса. Одна тяговая батарея стоит как целый автобус — под 10 млн рублей. В конечном счете у электробуса огромные годовые затраты на обслуживание, а заявленный ресурс в 15 лет подразумевает по меньшей мере одну плановую замену дорогостоящей батареи. Из-за необходимости заряжать батарею электробус простаивает почти столько же, сколько едет (при цикле «1 час поездка, 40 минут зарядка». Иными словами, при сохранении интервалов движения на маршруте требуется вдвое больше электробусов (а также водителей), чем троллейбусов или автобусов, которые на конечной остановке могут сразу отправиться по обратному маршруту. Из-за этого европейские столицы очень осторожно и медленно их внедряют, ожидая, пока появятся новые «батарейные» технологии.

История московского троллейбуса началась 15 ноября 1933 года с маршрута № 1 от Белорусского вокзала до Посёлка Сокол. В 1971 году в Москве длина троллейбусной сети достигла 1253 км и стала самой протяженной в мире (к лету 2020‑го от нее осталось 445 км). В 1975‑м в парке числилось 2217 машин. Наивысший расцвет троллейбусного движения пришелся на начало 1980‑х, когда проложили линии во многие окраинные жилые массивы. До 2015 года являлась крупнейшей троллейбусной сетью в мире. До 2019 года — крупнейшей в России (теперь таковой является троллейбусная система в Санкт-Петербурге). В 1992 году в Москве открыли последнюю новую троллейбусную линию. С этого момента шла только деградация — маршруты отменяли или сокращали, хотя город продолжал расширяться.