Понедельник - 24.04.2017

Вокзал, где не встречают и не провожают

Фото: kirsidor.livejournal.com

Фото: kirsidor.livejournal.com

Любой населённый пункт начинается с вокзала. Вспоминаются  огромные вокзалы Москвы и Петербурга, небольшие «провинциальные» вокзалы Твери и Мурманска, ещё более скромные вокзалы Кандалакши и Апатитов. А вот небольшой поселок Алакуртти в Мурманской области, можно сказать, вокзалом заканчивается. Дальше дороги нет, и расписания поездов тоже нет: единственный пригородный поезд Кандалакша – Алакуртти был отменён ещё в 1997 году. Алакурттинский железнодорожный вокзал – это место, где уже давно нет ни проводов, ни встреч.
Да и вокзалом это здание сложно назвать: маленький одноэтажный домик. Предупредительный транспарант «Ходить по путям опасно!» кажется вообще шуткой. Где поезда?
Построено здание в 1956 году, в памяти старожилов посёлка ещё сохранились времена, когда вокзал был неофициальным центром жизни посёлка. Единственный пассажирский поезд уходил в Кандалакшу в половине четвёртого утра, а возвращался к одиннадцати вечера. К этому времени к вокзалу выходили многолюдные толпы встречать поезд. Многие просто выходили – увидеть знакомых, обменяться новостями. Этот вечерний час встречи поезда был в Алакуртти, частью атмосферы гарнизонного городка, где все и всё знают друг друг, где новости распространяются без всякого радио. Зачастую молодёжные компании собирались и в самом здании вокзала, закрывать вокзал на ночь стали позднее – в конце восьмидесятых. В девяностые годы поезд уже ходил не ежедневно, а потом, когда было завершено строительство шоссейной дороги Кандалакша – Алакуртти, его вообще отменили,
Поезд Кандалакша – Алакуртти всегда отправлялся из Кандалакши в шесть вечера, а прибывал в Алакуртти в одиннадцать, расстояние протяжённостью в 130 километров он проходил за пять часов. Движение было истинно черепашьим: состояние железной дороги не позволяло развивать нормальную для поезда скорость. Зато из окна поезда можно было, как шутили алакурттинцы, наблюдать за лесными обитателями. Много времени уходило на стоянку на станции Нямозеро, где пограничники, проверяли документы: населённый пункт Алакуртти тогда был в статусе закрытого пограничного городка. Сейчас расстояние между Кандалакшей и Алакуртти любой автомобиль при средней скорости преодолевает за полтора часа. Но вспомнишь неспешный поезд с его черепашьим нравом, с ностальгией улыбнёшься: тише едешь – дальше будешь, поезд был более надёжным средством передвижения, не зависимым от коварных погодных условий.
У выпускников была чудесная традиция: после выпускного бала утром они садились на этот пригородный поезд и отправлялись на нём до ближайшей станции Приозёрка, а потом назад восемь километров от станции шли пешком — с весёлым гамом и песнями. Солнце встречать не нужно было — в июне оно в Заполярье не прячется.
Дата ввода в эксплуатацию станции Алакуртти (в оригинале написано «Алакурти» – 1941 год.
В 1939–1940 годах в связи с обострением отношений между СССР и Финляндией потребовалось срочное строительство железнодорожных ветвей от Кировской магистрали в сторону границы с Финляндией для переброски войск и вооружения Красной Армии. Железнодорожная линия Ручьи Карельские – Алакуртти – Куолаярви и была построена в 1939–1941 годах.
Сооружение линии  проходило в совершенно необжитом районе. Возводилось земляное полотно сразу же вслед за изыскателями и проектировщиками. Морозы зимой 1939–1940 года достигали 50 градусов, по всей трассе жгли гигантские костры.
В 1941 году, почти сразу после сдачи в эксплуатацию железной дороги, началась Великая Отечественная война. Район посёлка Алакуртти вновь оказался в зоне боевых действий. Советские войска три года держали рубежи в районе поселка.
После войны на этой ветке предполагалось построить межгосударственный железнодорожный переход в Финляндию. На территории Финляндии к линии государственной границы также была проложена железнодорожная линия. Однако, проект межгосударственного железнодорожного перехода так и остался на бумаге.
Приблизительно в 1956 году участок Алакуртти – Куолаярви был разобран. В настоящее время этот отрезок железной дороги ( свыше 70 километров ) полностью заброшен, наполовину зарос кустарником. Рельсы давным-давно сданы населением на металлолом, шпалы выворочены. А со стороны Финляндии дорога вплотную подходит к приграничной станции Салла. С 1992 года ведутся разговоры о необходимости восстановления участка Алакуртти – Куолаярви (и далее, в Финляндию), благодаря чему Мурманская область соединилась железной дорогой с Финляндией.
До начала 1990-х годов станция Алакуртти ежедневно принимала и отправляла десятки вагонов. Отсюда вывозился лес, поступали грузы для многочисленных воинских частей, дислоцированных в её окрестностях. Курсировал пригородный поезд сообщением Кандалакша – Алакуртти. В 1997 году пассажирское движение на железнодорожной линии Ручьи-Карельские – Алакуртти было прекращено. Поездка в Кандалакшу для жителей Алакуртти с тех пор стала возможной только на автомобильном транспорте. Рейсовый автобус в настоящее время он ходит только три раза в неделю.
По состоянию на конец 2013 года станция Алакуртти действует, но товарные перевозки, как и пассажирские, фактически прекращены.
В настоящее время, финские предприниматели готовы рассматривать вопрос о постройке железной дороги, которая связывала бы Восточную Лапландию с Мурманской областью. Перспективы ее строительства сегодня обсуждаются на государственном уровне в Москве. Стороны надеются, что переговоры увенчаются успехом. И жизнь вернется на железнодорожную станцию Алакуртти. А пока в удивительной по красоте местности, зеленые сопки окружают маленький поселок с вокзалом, забывшим, что такое встречи и проводы…

@Mail.ru .