Пятница - 20.07.2018

Вагончик тронется, билет останется

Дмитрий Грачиков vk.com/transport_vmurmanske

Началась пора массовых отпусков, в которые значительная часть наших земляков отправится поездами формирования АО «ФПК» (акционерное общество «Федеральная пассажирская компания»). Чтобы некоторые новшества не стали для пассажиров сюрпризом, знакомим с ними заранее.

Итак… Представьте, как на станцию Окуловка ворвался скорый поезд №16 «Арктика» Москва – Мурманск. Стоянка всего одна минута — проводники красных не «выкидывают» — поехали дальше. Жителям Окуловки, желающим совершить поездку на мурманском поезде, в этот день не повезло: поезд обслуживался по новым так называемым «прогрессивным нормам»: «2 проводника на 2 вагона / 1 проводник на 2 вагона в пути следования, 1 мойщик-уборщик на 4 вагона».

Переводим с железнодорожного на русский, оставив в покое мойщиков-уборщиков: со станции отправления пассажиров встречают по одному проводнику в каждом вагоне; в пути следования на два вагона остаётся один проводник, остальные посменно отдыхают. Фактически отдыхать у свободного от дежурства проводника получается не всегда: введя прогрессивные нормы, ФПК своим распоряжением объёмы работы не уменьшило. Результат — ранним утром 19 июля 2017 года на станции Окуловка несколько граждан, имеющих на руках билеты, пассажирами так и не стали: проводники не открыли двери, потому что спали, изнурённые такими новшествами. Дойти до открытых дверей других вагонов потенциальные пассажиры не сообразили или не успели. Вагоны с номерами, указанными в билетах, плавно набрав ход, унеслись в Заполярье.

Новшество было введено распоряжением от 16 мая 2017 года №434р заместителя генерального директора АО «ФПК» Станислава Зотина, затем его же распоряжением от 11 июля 2017 г. №662р начат второй этап перехода к работе по прогрессивным нормам. Первое распоряжение затрагивало одиннадцать поездов, второе добавило ещё три. Распоряжением от 1 февраля 2018 года №83р к обслуживанию по прогрессивным нормам добавлено ещё пять поездов. О временах, когда один вагон посменно обслуживали два проводника, нынешние работники поездных бригад уже не вспоминают.

Переходу на прогрессивные нормы предшествовала подготовительная работа. Дело в том, что помимо заботы о пассажирах, у проводников вторая основная задача: следить за техническим состоянием вагона. Как быть, если нештатная ситуация случилась в вагоне, где проводник отдыхает?

Для этого на штабном вагоне установлен блок управления системой контроля безопасности и связи пассажирского поезда (СКБ и СПП). На остальных вагонах есть фиксированная станция, укомплектованная носимым терминалом. На этот терминал и должен поступить сигнал о нештатной ситуации. Кроме этого, он обеспечивает связь с ЛНП. Радиус действия терминала — один вагон: до соседнего сигнал может не дойти. Устаревшее оборудование с отслужившими своё батареями добавляет ситуации остроты… Да и где гарантия, что полусонный проводник увидит или услышит этот сигнал?

Распоряжения предписывают начальнику поезда в случае выявления неисправности СКБ и СПП прекратить применение прогрессивных норм и обеспечить постоянное дежурство проводников на вагонах. Не говорится лишь о том, где бедный ЛНП возьмёт недостающих проводников в пути следования.

Другое ноу-хау ФПК — карусель. Например, пришла поездная бригада на состав в Питере, умчалась в Кисловодск. Оборот менее четырёх часов, летим обратно. Одиннадцать часов в Питере, едем в Анапу, там пять часов. После прибытия в Питер из Анапы полтора часа передышки (за это время состав перетащат с Ладожского вокзала на Московский) – и в Москву допиком (дополнительным поездом). Чуть меньше семи часов в столице и наконец домой. Десять суток в отрыве от семьи, но радоваться рано: смена может быть, а может и нет. Готовься, проводник, на второй круг.

Вариантов таких «каруселей» много. Выгода их для перевозчика в том, что после пары поездов не нужно загонять состав в депо: он экипируется в парке отстоя. Сокращается время обслуживания, значит, на обслуживание обычного количества поездов требуется меньше составов, соответственно — меньше проводников.

Едва попрощавшись с одними пассажирами, проводникам, являющимся лицами компании, нужно быть готовыми встречать следующих. На время отсутствия пассажиров проводники остаются на вагонах. Причина в том, что мойщики-уборщики, о которых сообщает сайт РЖД, являющиеся гостями из стран ближнего зарубежья, справляются со своими обязанностями из рук вон плохо, и проводникам после них приходится приводить вагон в порядок самостоятельно.

Белорусы свои поезда обслуживают по норме три проводника на два вагона: один проводник является подменным, и приходит на вагон во время отдыха основного.

Еще одно нововведение ФПК может заставить задуматься родителей, желающих отправить своих детей из Москвы в Питер и обратно без сопровождения взрослых. Услугу планируется запустить уже в этом году, следить за ребёнком будет проводник вагона. О стоимости опции пока не сообщается, зато проводники, которым объявили о грядущем новшестве, уже знают: никаких доплат за чужих оболтусов им не будет, но в случае каких-либо неприятностей — ответственность вплоть до уголовной.

vgudok.com

@Mail.ru .