Понедельник - 25.09.2017

«Трансаэро» улетает с рынка

Фото: Вадим Воропаев vk.com/transport_vmurmanske

Фото: Вадим Воропаев vk.com/transport_vmurmanske

Покупка «Аэрофлотом» контрольного пакета акций авиакомпании «Трансаэро» в начале сентября всколыхнула авиационный рынок и общественность. Есть реальные поводы для волнений и у обычных пассажиров. Слияние двух крупнейших авиагрупп  страны может привести к монополизации авиаперевозок и резкому подорожанию билетов. Впрочем, для накопившей многомиллиардные долги авиакомпании, это был единственный выход избежать банкротства.
Уже почти год, как «Трансаэро» выполняет регулярные авиарейсы в Мурманск, связывая заполярную столицу с Москвой (круглогодично — аэропорт Домодедово») и Сочи (летом). На московском направлении авиаперевозчик осенью 2014 года предложил бюджетный способ путешествий — класс «дисконт», невозвратные билеты с уменьшенной нормой багажа и некоторыми другими опциями «лоу-коста». Мурманчане услугу оценили, перелет в Москву  (туда-обратно) стоил от 6 тыс. руб. и наполняемость мурманских рейсов перевозчика была достаточно высокой.
Что ждет авиакомпании сейчас? Стоит ли мурманчанам бронировать билеты на рейсы «Трансаэро» в зимнем расписании?
Ну во-первых, перевозчик «Трансаэро» по коммерческим соображениям закрывает класс обслуживания «Дисконт». Тарифы «Трансаэро» теперь соответствуют средним рыночным или даже выше.
Во-вторых, со 100% долей вероятности авиаперевозчик сменит аэропорт прописки «Домодедово» на «Внуково». Тем самым «Аэрофлот» предотвратит возможную конкуренцию между своими «дочками» и создаст свои хабы во всех трех аэропортах Москвы. Это позволит повысить эффективность эксплуатации парка и широкие возможности для стыковки рейсов.
В-третьих, процесс работы «Трансаэро» в группе «Аэрофлота» до сих пор не определен. Вряд ли сохранится сам бренд «Трансаэро».  По сообщениям чиновников, «Трансаэро» продолжит осуществлять операционную деятельность примерно до зимы. Что потом?
В-четвертых, маршрутная сеть авиакомпании будет сокращена на 30 или даже более процентов. Так, в Петербурге «Трансаэро» уже отменила свои рейсы на Тель-Авив, Лондон, Ригу, Милан и Рим. Из Москвы сняты рейсы на девять международных направлений.
Но это, только вершина айсберга, вхождение «Трансаэро» в группу «Аэрофлот» раз и навсегда изменит рынок авиаперевозок в России. «Аэрофлот» в силу собственного роста и поддержки государства уже занимает почти половину российского авиарынка. После получения контроля над «Трансаэро» эта доля вырастет на 15-20%, что фактически будет означать монополию.
Ожидается серьезный рост цен на внутренних маршрутах. В последние несколько лет «Трансаэро» была сдерживающим фактором — этот перевозчик зачастую демпинговал, вынуждая и другие компании сдерживать тарифы.
Кроме того, «Аэрофлот» и «Трансаэро» крупнейшие операторы дальнемагистральных самолетов на внутренних направлениях (несколько самолетов Боинг-767 есть только у S7 Airlines и UTair, остальное — только у чартерных компаний). Таким образом, конкуренция на этом рынке станет невозможной в принципе. Монополия грозит и ряду международных маршрутов. «Трансаэро» выполняла львиную долю международных авиарейсов из Москвы.
Ожидается и сокращение рейсов на московских линиях, поскольку «Аэрофлоту» не требуется такого количества рейсов, какое сейчас выполняют его группа и «Трансаэро» по отдельности.
Под вопросом судьба развития «дисконтных» перевозок — у «Аэрофлота» есть собственный дискаунтер «Победа». Маловероятно, что «Аэрофлот» продолжит ее интенсивное развитие для конкуренции самому себе.
В совместном заявлении Росавиации, группы «Аэрофлот» и компании «Трансаэро» прозвучало что все пассажиры, купившие билеты «Трансаэро» будут доставлены в пункты назначения». Если рейс будет отменен, то билеты на них пассажиры смогут перебронировать на ближайшие рейсы «Трансаэро» или компаний группы «Аэрофлот». Однако в практике «Аэрофлота» случались факты отказа в перевозке, когда одна компания группы прекращала полеты по определенному маршруту — пассажирам принудительно возвращали деньги за билеты, несмотря на то, что на линии оставалась другая компания группы.
Оптимизация затрат в «Трансаэро» уже началась. Авиакомпания приступила к сокращению авиапарка — за последнюю неделю выбыли 10 из 106 лайнеров. Четыре Boeing 767, пять Boeing 737-700 и один Boeing 737-500 возвращены лизингодателю. Вскоре можно ожидать вывода всех Boeing 747-400 в связи с падением спроса на туристические направления и нецелесообразностью использовать самолеты такой вместимости на внутренних перевозках. Также прогнозируется дальнейший вывод из флота Boeing 737-500, у возрастных самолетов расходы на поддержание летной годности весьма значительные.
На фоне кризиса и спада перевозок, в мурманском аэропорту в последний год пассажиропоток увеличился на рекордные 14%. Прирост был обеспечен как раз приходом в регион «Аэрофлота» и «Трансаэро». В случае отмены ежедневного рейса «Трансаэро», конкуренция между авиаперевозчиками останется, есть еще «ЮТэйр» и «Нордавиа». Но оба перевозчика сейчас не вовлечены в гонку демпинга, и не имеют настолько широкой маршрутной сети как «Аэрофлот».

Самым полезным советом для пассажиров, сейчас будет потратить накопленные бонусные мили программы «Трансаэро привилегия», в «Аэрофлот» они не перейдут. На сайте перевозчика есть раздел, как использовать накопленные бонусы.

@Mail.ru .