Воскресенье - 25.06.2017

«Норильский Никель» не пускает «Оренэйр» в Мурманск, но продает «Нордавиа»

Фото: Роман Поликарпов vk.com/transport_vmurmansk

Фото: Роман Поликарпов vk.com/transport_vmurmansk

На этой неделе региональные СМИ озвучили разу две важных новости касаемо рынка авиаперевозок в Мурманске.
51transport.ru недавно сообщил читателям о планах крупной российской авиакомпании «Оренэйр» открыть регулярные рейсы в Мурманск. Перевозчик планировал летать три раза в неделю в Мурманск из московского Домодедово. К сожалению, этому не суждено случиться, по крайней мере, в ближайшие полгода. Информация о приходе новой авиакомпании в Мурманск не была «уткой», просто собственник авиакомпании «Нордавиа» задействовал свой административный ресурс, чтобы не допустить нового конкурента на рынок, так как  оренбуржцы планировали открыть рейсы не только в Мурманск но и в Архангельск.
 Компания «Нордавиа РА» является дочерней структурой крупнейшего металлургического холдинга  ОАО «ГМК Норильский никель». Компания «Оренбургские авиалинии» является дочкой национального авиаперевозчика «Аэрофлот». Между «Аэрофлотом» и «Нордавиа» с момента покупки последней «Норильским Никелем» действует договор кодшеринга (договора о совместной эксплуатации линий из Мурманска, Архангельска и Сыктывкара), рейсы авиакомпании «Нордавиа» считаются совместными двух авиакомпаний.
Самый важный пункт в этом договоре, который уже много лет закрывает Мурманск от прихода Аэрофлота и его дочек, это то что ни «Аэрофлот», ни его дочерние авиакомпании не имеют права выполнять рейсы из Мурманска и Архангельска в Москву, не согласовав эти рейсы с «Нордавиа»
 В соответствии с данными требованиями договора,  на минувшей неделе представители ОАО «ГМК «Норильский никель» отправили письмо на имя генерального директора ОАО «Аэрофлот-Российские авиалинии» Виталия Савельева с возражениями против начала полетов «Оренэйр» из Мурманска и Архангельска в Москву.
 В связи с этим, прихода Оренэйра или самого Аэрофлота ожидать не приходится. Поэтому сложилось так, что в последний год, дешевле и удобней всего летать в любой аэропорт Москвы из Мурманска с пересадкой в Санкт-Петербурге.
 Впрочем, срок действия договора заканчивается уже 1 февраля 2014 года и до сих пор остается неизвестным, будут ли стороны его продлевать.  Очень вероятно, что уже в следующем году рынок авиаперевозок Северо-Запада ждут изменения. И в связи с этим вторая новость, компания «Норильский Никель» выставила на продажу свой авиабизнес: авиакомпанию «NordStar» и «Нордавиа». Крупные авиаперевозчики интереса к активам пока не проявляют.
ОАО «Авиакомпания «Таймыр»» (работает под маркой NordStar) создана в 2008 году, у «Норникеля» 88,1% акций. Парк состоит из десяти Boeing 737-800 и пяти ATR-42-500, выполняет рейсы по 44 направлениям, из которых восемь — международные, в 2012 году перевезла более 1,6 млн пассажиров и 6,6 тыс. тонн грузов. Выручка в 2012 году — 9,8 млрд руб., чистая прибыль — 232 млн руб. 
ЗАО «Нордавиа — региональные авиалинии», «Норильский Никель» купил в 2011 году у «Аэрофлота». «Нордавиа» предполагалось интегрировать в «Таймыр», но этого не произошло. Сейчас «Нордавиа» выполняет регулярные и чартерные рейсы более чем в 30 российских и зарубежных аэропортов, парк — девять Boeing 737-500. Выручка в 2012 году — 4,87 млрд руб., убыток — 436,8 млн руб. 
Продажа авиабизнеса соответствует новой стратегии ГМК, по выходу из низкодоходных и непрофильных бизнесов.
Вопрос дальнейшего существования «Нордавиа» для нашего региона достаточно важный. Эта авиакомпания выполняет 40% перевозок из мурманского аэропорта. К сожалению модель ведения бизнеса в «Нордавиа» находится на уровне мелких региональных перевозчиков, которые остановились в развитии где-то в 2005 — 2008 гг.. Двадцатилетние Боинги 737-500 модели, от которых большинство российских авиаперевозчиков уже отказались в пользу более современных 700, 800 модификаций и Эйрбасов А-320, невнятная маркетинговая политика, не развивающаяся маршрутная сеть, невысокий уровень обслуживания пассажиров на борту и вместе с тем достаточно высокие тарифы. По слухам в блогосфере, летный персонал авиакомпании уже начинает потихоньку уходить. Впрочем, все решится к весне следующего года.

@Mail.ru .