Понедельник - 20.11.2017

Власти Карелии не могут продать бывшие Ан-28 «Мурманского авиапредприятия»

Фото: stolica.onego.ru/

Фото: stolica.onego.ru/

Интересная статья была опубликована в газете «Московский Комсомолец. Карелия». О местных авиалиниях, мурманском авиапредприятии, о сомнительных сделках, о влиятельном бывшем мурманском чинуше Валентине Лунцевиче. Предлагаем, подписчик, для общего развития ознакомиться с данным материалом, который мы приводим с некоторыми сокращениями.
Карельское правительство на днях отправило на утверждение депутатам законодательного собрания республики прогнозный план приватизации государственного имущества на будущий год. Документ весьма красноречив: Карелии продавать, по сути, нечего. Мелочевка, попавшая в список, вряд ли будет реализована – она никому не нужна, поскольку выставляемое на торги имущество – это, по большому счету, неликвид.
Самый знаковый пункт в списке приватизации — скандальные самолеты АН-28, купленные при Нелидове за бешеные деньги и вот уже почти год простаивающие где-то в Вологде. Покупка Карелией этих самолетов во многом показательна. Это не просто пример бесхозяйственности, но и неприкрытой корысти. В свое время «Московский комсомолец в Карелии» провел специальное расследование это сделки. И с тех пор ничего не изменилось. Мы хотим напомнить читателям историю «нелидовских» самолетов.
«МК» в Карелии» неоднократно писал о неразумной покупке в начале 2011 года за бюджетные 30,5 миллиона рублей двух старых 17-местных самолетов АН-28 производства Польши. С тех пор прошло почти три года и, как выяснилось, сегодня оба воздушных судна простаивают в Вологде, и когда они возвратятся обратно в Карелию – неизвестно.
Два изрядно подержанных АН-28, с бортовыми номерами RA-28902 и RА-28952, были приобретены с подачи бывшего  министра экономического развития Карелии и заместителя главы республики Валентина Лунцевича. Самолеты у находившейся в стадии банкротства московской компании ООО «Регион-авиа» ухитрились купить в обход процедуры торгов, что сразу же заметили карельские полицейские. Сделка была проведена через автономное учреждение Республики Карелия «Аэропорт «Петрозаводск» в Бесовце, по закону имеющее право совершать покупки без обязательного проведения торгов, но только в том случае, если речь идет об удовлетворении потребностей самого предприятия. Однако в уставе аэропорта деятельность по осуществлению пассажирских авиаперевозок отсутствует, следовательно, он не имел права покупать самолеты. Более того, в аэропорту нет даже летчиков, которые могли бы на них летать. Получается, самолеты ему фактически были не нужны.
По версии МВД Карелии, сделку специально осуществили через автономное предприятие, чтобы обойти процедуру торгов. Но зачем? По заключению независимого карельского эксперта, рыночная стоимость обоих самолетов в два раза ниже, чем выложил за них республиканский бюджет. Эксперты же питерской фирмы, специализирующейся на эксплуатации и оценке воздушных судов, оценили стоимость двух АНов несколько выше – в 21 с небольшим миллион рублей. Разница с суммой за их покупку все равно немалая, почти 10 миллионов.
Более того, по информации старшего штурмана авиационного отряда ГУ РК «Северо-Западная авиационная база», подполковника запаса Сергея Андруневича, сам «Регион-Авиа» в 2006 году купил эти самолеты за 15 миллионов рублей, а Карелии, спустя пять лет, продал их в два с лишним раза дороже. Мнение МВД, усмотревшего в проведенной сделке нарушения законодательства, поддержало карельское управление федеральной антимонопольной службы. После этого проверкой по факту приобретения воздушного «сэконд-хэнда» занималось Следственное управление следственного комитета России (СУСК) по РК. Однако нарушения закона в данном случае не усмотрело.
Нарушения закона были выявлены, и высокий статус Валентина Лунцевича здесь не причем. В ходе проверки было собрано достаточно сведений, что его действия по приобретению АН-28 в обход проведения торгов являлись умышленными и явно выходили за пределы его полномочий. То есть, частично подпадали под признаки преступления, предусмотренного статьей 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий».
Однако, несмотря на то, что, согласно оценочному исследованию, самолеты приобретены по явно завышенной цене, нельзя сделать вывод, что действия Лунцевича по непроведению торгов привели к созданию преимущественных условий для «Регион-авиа». Поскольку в 2010-2011 годах только эта авиакомпания осуществляла сделки по продаже таких самолетов, в 1997 году снятых с производства. В силу этого и некоторых других причин, отметил Артем Готчиев, действия Лунцевича являются только дисциплинарным проступком, за который его также нельзя наказать по причине истечения установленного в подобных случаях срока в один год.
Совсем короткое время на этих самолетах из Петрозаводска на Соловки и в Санкт-Петербург летали работники ООО «Регион-Авиа». Однако эти полеты вскоре прекратились: компания «Регион-Авиа» обанкротилась. Сами же старенькие летательные аппараты в незавидной роли «неликвида» какое-то время простаивали в аэропорту «Петрозаводск», поскольку желающих арендовать каждый из них за 2,9 миллиона рублей в год, в нашей стране не нашлось, несмотря на повторный аукцион.
Параллельно Минэкономразвития, стремясь хоть как-то оправдать покупку самолетов, рассматривало вопрос об организации на них пассажирских авиаперевозок в Пудож и Костомукшу. С этой целью Валентин Лунцевич попытался навязать их обслуживание Северо-Западной авиабазе, хотя эти самолеты не имеют к ней никакого отношения.
Однако бывший министр продолжал настаивать на полетах в Пудож, где Андрей Нелидов планировал создать лесопромышленный кластер, с предполагаемым потоком авиапассажиров, и в Костомукшу. Но желающих летать в Костомукшу практически не нашлось, а проект Пудожского кластера потерпел фиаско, равно как и воздушно-прожектерские планы чиновников.
Очевидно опасаясь, что покупка продолжающих стоять без движения АНов может обернуться для него серьезными неприятностями, Валентин Лунцевич решил отправить их с глаз долой. С этой целью он принял решение, которое впору занести в книгу рекордов Гиннеса, как, пожалуй, самое невыгодное в финансовом плане для владельца самолетов – аэропорта «Петрозаводск».
Об этом свидетельствует «Договор № 110929-ВС на летно-техническую эксплуатацию воздушных судов», от 31 декабря 2011 года, копия которого оказалась в распоряжении нашей редакции. Подписали его бывший в то время генеральным директором аэропорта Алексей Кузьмицкий и гендиректор ООО «Мурманское авиационное предприятие» Азат Шарифкулов.
Согласно этому договору, наш аэропорт передавал Мурманскому авиапредприятию оба АН-28 в эксплуатацию ровно на год, по 31 декабря 2012 года. При этом наш аэропорт должен был практически полностью оплачивать все виды обеспечения полетов: заработную плату экипажам, техническому составу, затраты, связанные с базированием воздушных судов, профессиональную подготовку авиационных специалистов. А также – прохождение ими тренажерной и летной подготовки, медицинских комиссий, продление необходимых свидетельств, учебу на курсах повышения квалификации, подготовку к аварийно-спасательным работам. Все это стоит немалых денег. Только за использование кода перевозчика аэропорт «Петрозаводск» обязался ежемесячно платить мурманчанам 250 тысяч рублей за каждый самолет.
Ладно бы, петрозаводскому аэропорту некуда было девать деньги. Однако их почему-то нет на подъемники, нет на тот же пожарный автомобиль, которого там не оказалось в июне 2011 года, во время страшной катастрофы ТУ-134, в которой погибли 47 человек. А ведь некоторых из них, не исключено, можно было спасти, окажись на месте ЧП пожарные аэропорта с необходимой техникой. Тем более непонятно, почему в этой ситуации десятки бюджетных миллионов, выделенные аэропорту на «иные цели», он потратил на оказавшиеся ненужными АН-28.
Насколько «эффективно» использовались карельские АН-28 Мурманским авиапредприятием, редакции неизвестно. Однако мы располагаем информацией, что срок действия сертификата летной годности обоих самолетов вскоре закончился: у одного – 2 июля 2012 года, у второго немногим раньше – 17 мая. И мурманчанам ничего не оставалось, как в июне того же года отправить оба воздушных судна в Вологду – для проведения технического обслуживания, необходимого для продления сертификата. По информации карельских авиаторов (вспомним еще раз страшную трагедию под Бесовцом), требовалось также продлить ресурс работы двигателей и планеров (фюзеляжей). Необходимо было выполнить и многие другие дорогостоящие работы, оплачивать выполнение которых, согласно названному выше договору, должна была опять-таки наша республика.
С тех пор, как самолеты покинули Мурманск, прошло уже много времени, и, что же происходит с ними сегодня? Позвонив в Вологду, мы спросили об этом одного из работников местного авиапредприятия, на условиях анонимности сообщившего нужную информацию. По словам этого источника, всю свою работу: «техническое обслуживание с углубленной дефектацией обоих самолетов специалистами», они завершили.
Удалось побеседовать и с начальником АТБ – заместителем генерального директора ООО «Мурманское авиационное предприятие» Геннадием Яковлевым. Выяснилось, что ранее он работал техническим директором «Регион-Авиа» и уволился оттуда незадолго до продажи этих АН-28.
Геннадий Яковлев назвал стоимость некоторых работ по АН-28. Например, уже установленные на них навигационные системы ГЛОНАСС со специальными «системами раннего предупреждения опасного сближения с землей» обошлись карельскому бюджету в 3,1миллиона рублей за каждый борт, не считая недешевых услуг летчика-испытателя.
По информации Геннадия Яковлева, основные проплаты Петрозаводск стал делать только в конце декабря прошлого года, а «до этого с Карелией были только хорошие разговоры с пустыми обещаниями».
На вопрос, каким образом с их предприятием был подписан крайне невыгодный для Карелии договор, Геннадий Яковлев ответил, что это делалось без него.
— Последнее время, к сожалению, возрастает число людей, которые, действуя по принципу: не пойман – не вор, хотят хорошо кушать, хорошо жить и ездить отдыхать на Канары, — невесело сказал Яковлев.
Как нам известно, «нелидовские» самолеты до сих пор находятся в Вологде. В прогнозном плане приватизации на 2014 год правительство Карелии обозначило начальную цену, за которую хочет продать изрядно потрепанные АН-28. Она равна сумме их покупки в 2011 году – все те же 30 миллионов рублей. Очевидно, что за такие деньги их никто не купит. Что же касается республиканского бюджета, то он потерял на них значительно больше, чем 30 миллионов – достаточно приплюсовать к сумме сделки расходы на содержание самолетов в Мурманске и техобслуживание в Вологде.

@Mail.ru .