История норм ручной клади в российской авиации

Фото: vk.com/aeroflot

С 15 февраля авиакомпания «Аэрофлот» начала проводить процедуры проверки ручной клади пассажиров на соответствие нормам бесплатного багажа установленных законодательством. Теперь пассажиры крупнейшей авиакомпании страны не смогут бесконтрольно брать в салон объемные сумки, мешки, несколько пакетов из дьюти-фри.

Норма в 10 кг (15 для бизнес-класса) и размер 55х40х20 см действовала в «Аэрофлоте»  всегда, однако при посадке никто никогда не использовал калибраторы и не считал количество сумок в руках у пассажира. Теперь перевозчик будет строго следить за соблюдением веса и количества мест ручной клади и заставлять сдавать все лишнее в багаж с соответствующей доплатой за количество мест или перевес.

Причиной для ужесточения норм стали частые жалобы пассажиров на то, что им не хватает места для ручной клади на багажных полках из-за того, что там уже лежит множество вещей их соседей, особенно много сложностей есть с этим в зимнее время года, когда дополнительно к багажу, пассажиры на борту воздушного судка складывают на багажные полки свою верхнюю одежду.

Тоже самое касается и “России” — дочерней авиакомпании “Аэрофлота”. А вот “Победа” установила калибраторы для дополнительной проверки даже на борту.

Пассажиры негодуют: всегда они брали с собой на борт сумки, коробки, а теперь перевозчик взял и начал строго соблюдать собственные правила. Да еще и привел их в соответствие с последними поправками к ФАП, исключив из списка предметов, провозимых сверх нормы ручной клади, ноутбуки, фотоаппараты и прочее добро, и ограничив товары из Duty Free одним пакетом. Теперь все строго: челнок не пройдет, лишний сантиметр — и вы сдаете ручную кладь в багаж. Но здесь у многих возникает проблема, привычные сумки и чемоданы так называемого размера Cabin Size у многих не проходят, потому что понятие Cabin Size у каждого производителя свое. Откуда же взялись 55х40х20, установленные «Аэрофлотом»? Давайте окунемся в историю.

До войны ручная кладь просто ограничивалась по весу: 5 кг на человека. Об этом просто указывалось в билете: на бланке 1940 года указаны именно такие параметры. После войны норму ручной клади увеличили вдвое: бланк 1947 года говорит нам уже о 10 кг ручной клади, перевозимых бесплатно. Знакомые цифры? Конечно, новые ФАП как раз обязывают авиакомпании бесплатно провозить не менее 5 кг ручной клади, а 10 кг — это фактическое ограничение ее по весу, действующее в большинстве российских авиакомпаний в эконом-классе уже более 70 лет.

Билет 1940 г.

Билет 1947 г.

В 1961 году появилась формулировка, объединяющая багаж и ручную кладь по весу: 20 кг багажа и ручной клади на многомоторных самолетах и вертолетах «Ми-4» и 10 кг — на всех остальных типах.

Билет 1961 г.

И только в 1985 году появилось «Руководство по багажным перевозкам на воздушных линиях Союза ССР» (РБП-85), в котором размер ручной клади был точно регламентирован. «Незарегистрированный багаж (ручная кладь) перевозится на воздушном судне при следующих ограничениях: максимальные его размеры не должны быть более 45 x 35 x 15 см, что обеспечит удобное размещение на боковых полках», — гласили его пункты. И там же говорится о том, что масса всех вещей не должна превышать 30 кг при оплате тарифа первого класса салона воздушного судна; 20 кг при оплате тарифа экономического класса на самолетах: Ил-86, Ил-62, Ил-18, Ту-154, Ту-134, Як-42, Як-40, Ан-24 и 10 кг – на самолетах Ан-2, Л-410. При этом в виде исключения, с согласия авиационного предприятия к перевозке в качестве багажа могут быть приняты вещи большей массы, габаритов: дамские сумочки, зонты-трости, питание для ребенка и т.п. Кстати, в этом списке нет никаких портфелей, они появились позже, только в «нулевых».

В 2001 году в «Аэрофлоте» еще не применялись единые нормы ручной клади по габаритам. «В соответствии с правилами допускается взять в салон одно место незарегистрированного багажа, причем его вес входит в разрешенную норму бесплатного провоза. Незарегистрированный багаж не должен превышать установленных размеров, т.е. помещаться на полку или под сидение. Поскольку размеры полок и сидений различаются на разных типах воздушных судов, будьте готовы к тому, что персонал в аэропорту попросит сдать его в багажное отделение», — писали тогда на сайте авиакомпании.

Но уже в 2002 году появляется, наконец, что-то близкое к современным правилам. «По своему желанию пассажир может взять с собой в салон самолета одно место багажа, вес которого включается в норму бесплатного провоза, но не превышает 10 кг, а размер по сумме трех измерений – 115 см. Этот багаж называется незарегистрированным. Ответственность за него несет пассажир». Тогда же прямо указали, что сверх нормы можно взять пластиковый пакет, шарф или одеяло, а также одну сумку с покупками из Duty-free.

И, наконец, в 2010 году появилась формулировка: «В сумме трех измерений размер не должен превышать 115 см (55×40×20)». И дополнительно — портфели. А сумка с покупками из магазина «Duty Free» стала «не превышающей установленные авиакомпанией нормы по весу и габаритам». Ну, а сейчас, в 2018-ом, про 115 см убрали, чтобы не смущать пассажиров, оставив только 55х40х20.

А что у других авиакомпаний? Все крупные российские перевозчики: S7, Utair, «Уральские авиалиний», «Нордавии», «Red Wings», «Nordwind»  установили аналогичные нормы ручной клади. Лишь «Саратовские авиалинии» свято блюдут РБП-85 и ограничивают ручную кладь 45х35х15 см. И, конечно, «Победа» с ее легендарными 36х30х27 см, которые завещал, как говорят, лично Боинг.

А что в мире? А в мире нет четких стандартов. ИАТА сначала рекомендовала использовать ограничения 56х45х25 см, а пару лет назад пыталась стандартизировать размер ручной клади — 55х35х20 см, и даже придумала логотип «IATA Cabin OK», который производители могли бы размещать на чемоданах. Но затея провалилась. В итоге 56x45x25 можно возить у British Airways, Easyjet, Finnair и Aegean. В целом же размеры у каждой авиакомпании свои, но есть несколько типовых. Например, 55х35х25 (Air France, KLM, Malaysia Airlines), 55х40х23 (Lufthansa Group, Flybe, Air Canada), у американских авиакомпаний 56×35х23 (вернее, 22х14х9 дюймов), а 55х40х20, кроме российских авиакомпаний, используются в бывшем СССР (МАУ, Белавиа), рядом лоукостеров (Ryanair, Vueling), Korean Air, Asiana и т.п.

Обратите внимание, что даже у авиакомпаний входящих в одни глобальные авиационные альянсы, различные нормы ручной клади.

Это все к тому, что при покупке чемодана Cabin Size нужно учесть, что не все они одинаковые, и нужно уточнять, правила авиакомпании, которой вы чаще всего летаете. Некоторые производители даже делают наклейки с названием авиакомпаний, для которых чемодан подходит: например, Ryanair. Ну, а если с вашим любимым чемоданом вы за сто лет привыкли летать — теперь вам придется выбирать или более лояльную к превышению размеров авиакомпанию, или сдавать его в багаж.

По материалам: www.frequentflyers.ru
 
 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика