Пятница - 28.07.2017

Фирменный поезд «Полярный» Мурманск — Ленинград

Мало кто знает, особенно из молодежи, что в прежние годы из Мурманска ходили два фирменных поезда. Кроме «Арктики» №15/16 Мурманск-Москва, был еще фирменный поезд «Полярный»  №49/50 Мурманск — Ленинград. «Арктика» и «Полярный» наряду с «Красной стрелой» и «Юностью» в советские годы считались лучшими поездами на Октябрьской железной дороге.
«Полярный» был в ходу примерно с 1960-х по 1994 год. В отличии от «Арктики» которая всегда была московского формирования, этот поезд был мурманским. Поездку на «Полярном» в те годы можно было назвать праздником.
Это сейчас все поезда РЖД составлены из вагонов одинаковой расцветки и стандартным обслуживанием. В советские годы каждый фирменный поезд был индивидуален во всем, а поездные бригады боролись за звание лучшего поезда.

Фото: www.parovoz.com

Фото: www.parovoz.com

Составы «Полярного» состояли из вагонов «Аммендорф» ярко-красного цвета, своебразная северная «Красная стрела». Даже локомотив поезда — электровоз ВЛ10 работавший на участке до Кандалакши, был окрашен в цвет поезда.

Фото: www.parovoz.com

Фото: www.parovoz.com

В меню вагона — ресторана традиционные мурманские блюда. Рыбные: палтус, семга, треска, из мясного — оленина.  В купе — ковровые дорожки, на столах салфетки, в коридорах висели фотографии города в рамках.  Состав обычно состоял из 15 вагонов: 7 плацкартных, 7 купейных и одного мягкого.  Поезд отправлялся из Мурманска ежедневно в 8.40 утра, прибывая в Ленинград на следующий день в 12.20. «Полярный» был самым быстрым мурманским поездом, если взять общий для всех маршрутов участок Мурманск — Волховстрой.
Случались и неприятности, например, 16 марта 1983 года — крушение на станции Медвежья Гора. Товарный поезд без тормозов столкнулся с маневровым тепловозом и пассажирским поездом №49 Мурманск-Ленинград. Информация о количестве жертв не обнародывалась. В 1985-1986 гг. все вагоны поезда обновили. Новые вагоны уже были зеленые, перестав выделять этот поезд на станциях среди остальных.

поезд мурманск - санкт-петербург

Категорию фирменности сняли где-то в конце 1980-х. В 1995 году (или годом позже) поезд №49/50 отменили, а вместо него по аналогичному расписанию был пущен скорый поезд №21/22. В те годы Мурманск с Северной столицей ежедневно связывали два скорых и два пассажирских поезда. Ничего удивительного, что в годы массовой бедности и разрухи, граждане экономили и выбирали для поездок самые дешевые альтернативы.

В 2010-м, скорому поезду №15/16 вернули категорию фирменности и прежнее название «Арктика». В 2012 году восстановили и фирменность поезда «Карелия» №17/18 Москва — Петрозаводск. По поводу фирменности 21/22-го поезда вопрос пока не обсуждался.

@Mail.ru .