Воскресенье - 24.08.1484

Эксперты обсудили развитие авиасообщения в Мурманской области

аэропорт мурманск самолет ту-154

51transport уже писал о пресс-конференции для журналистов «Комсомольской Правды» по развитию в нашем регионе авиасообщения и авиатранспорта. С журналистами общались руководители аэропортов «Мурманск» и «Хибины» и региональный министр транспорта и дорожного хозяйства Юрий Чуйков. Горячей новостью обсуждений стало известие об открытии в аэропорту «Мурманск» магазина duty-free. В этом посте, наш сайт публикует подробное интервью экспертов на пресс-конференции из сегодняшнего выпуска «Комсомольской правды».

«КП»: — Здравствуйте, уважаемые участники круглого стола и гости. Начнем с государственного уровня. Юрий Валерьевич, каким образом строится поддержка авиапредприятий органами региональной и федеральной власти? Есть ли какие-то целевые программы их развития?

Юрий Чуйков, министр транспорта:
— Нужно понимать, что существует разделение полномочий регионального правительства и федеральных органов исполнительной власти. Мы отвечаем за местные перевозки жителей Ловозерского и Терского районов. Что касается аэропортов «Мурманск» и «Хибины», то они не являются объектами региональной собственности, капитальные вложения финансируются централизованно, поэтому поддержку из регионального бюджета они не получают. Зато власти области оказывают им любую другую помощь.
Аэропорт «Мурманск» входит в федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России». Часть объектов в ее рамках уже введены в эксплуатацию. Продолжается реконструкция взлетной полосы и свето-сигнальной системы. По некоторым объектам идут проектные работы, а строительство начнется в следующем году.

Дмитрий Сластин, врио генерального директора аэропорта «Мурманск»:
— На местах аэропорты никто никогда не строил. Естественно, все работы ведутся на федеральные средства. Помимо взлетной полосы ремонтируется рулежная дорожка и перрон. А до 2016-го года будет разработан проект, и построен международный терминал. Будет ли его появление актуальным, еще неясно. Существующие площади аэровокзала с точки зрения пропускной способности не совсем нас устраивают: если в зимний период площадей аэровокзала нам хватает, то летом нет. Эту проблему решаем последовательно — недавно был открыт дополнительный зал прилета «B». За счет предприятия произведен ремонт помещений для расширения международного зала, из технологической зоны убрали служебные помещения пограничников. Параллельно идет реконструкция зоны регистрации. Там будет устанавливаться новое оборудование для регистрации пассажиров и багажа. До конца года планируем открыть в аэропорту магазин дьюти-фри, цены в котором будут такие же, как в подобных торговых точках на границе с Норвегией и Финляндией. Однако развитию аэропорта «Мурманск» создает серьезные препятствия, на мой взгляд, неправильная приватизация, при которой часть зданий аэропорта имеет двух собственников. Из-за этого мы не можем реконструировать терминал «А», потому что он принадлежит и нам и Мурманскому центру управления воздушным движением, и работы требуют долгого согласования.

«КП»: — Насколько мурманское и хибинское направления привлекательны для авиакомпаний?

Юрий Чуйков:
— Министерство никому из них не отказывает во взаимодействии. Но основная сложность заключается в географическом положении Заполярья, которое находится на Крайнем Севере. Это отражается на пассажиропотоке. Большинство северян выезжает в начале лета и возвращается к осени. Зимой же ажиотажа среди пассажиров нет. Авиакомпаниям трудно работать. Гораздо проще летать там, где пассажиропоток предсказуем и колеблется незначительным. А у нас нередко воздушное судно сюда идет полным, а обратно — полупустым. Интерес у авиакомпаний к Мурманску есть, но незначительный. Впрочем те, кто присутствует у нас — серьезные игроки на рынке. Кстати, и небольшая авиакомпания, как показывает пример «Северстали», летающей в Череповец, может найти свою нишу. Велись переговоры и с иностранными авиакомпаниями — норвежскими и финскими. Но у нас легко можно выехать в эти страны на автомобиле, поэтому также невозможно гарантировать постоянный пассажиропоток. Да и пункты назначения северянам и скандинавским авиакомпаниям интересны разные.

Валентин Бабкин, генеральный директор ОАО «Аэропорт»:
— В отличие от «Мурманска» аэропорт «Хибины» — предприятие почти со стопроцентным частным капиталом, поэтому ему труднее попадать в федеральные программы. Пассажиропоток у нас сравнительно небольшой, хотя здание рассчитано на обслуживание 400 пассажиров в час. Дело в том, что аэропорт строился, исходя из генплана развития Апатитов того времени, по которому к 2000 году население этого города должно было равняться населению современного Мурманска. Но не сбылось. Так что у нас все условия есть, но летаем, к сожалению, мало. Сейчас аэропорт «Хибины» нацелен в основном на регулярные чартерные рейсы. Интересующие нас направления — это, как правило, Москва, Петербург и Сочи. Сейчас самолеты компании «Руслайн» регулярно — три раза в неделю — летают в Москву. Билеты можно купить во всех авиакассах Мурманской области или в Интернете. Кроме того, есть чартер в Уфу.

«КП»: — А сколько у вашего аэропорта пассажиропоток?

Валентин Бабкин:
В прошлом году через аэропорт «Хибины» прошло 18 тысяч северян. В основном они летели чартерными рейсами. Но думаю, что число наших пассажиров буде расти. У аэропорта «Хибины» удобное географическое положение, поскольку он находится в центре Кольского полуострова. Было время, когда апатитский аэропорт вообще не работал, и главной задачей его руководства было — удержать инфраструктуру. Сейчас положение стабилизировалось. Мы приобретаем аэродромную технику, а также готовимся получать разрешение на прием воздушных судов всех классов, в том числе «Боинг-737», «Аэробус-319, 320». Так что аэропорт «Хибины» потихоньку двигается вперед. Конечно, с авиакомпаниями непросто. Для увеличения числа рейсов нужны либо значительные вложения, либо коммерческие риски с их стороны. В 90-е годы из аэропорта Апатиты летало 4 рейса в Петербург ежедневно. А сейчас пассажиров не набирается даже на один. Но в любом случае хорошо, что в Заполярье два аэропорта и северяне имеют возможность выбирать.

«КП»: — Есть ли возможность сделать авиабилеты более доступными для жителей Заполярья?

Юрий Чуйков:
— В Приволжском федеральном округе реализуется федеральная программа по субсидированию межрегиональных перевозок. Вкратце, пассажир оплачивает 25 процентов стоимости билета, столько же субсидируется из регионального и федерального бюджета. Если этот пилотный проект покажет себя успешно, то его собираются ретранслировать в аэропортах районов Крайнего Севера. Уже есть соответствующее поручение председателя правительства. Мы работаем в этом направлении с Северо-Западном управлением Росавиации. В подобном проекте прежде всего заинтересован аэропорт «Хибины».

«КП»: — Тогда пассажиропоток автоматически повысится?

Валентин Бабкин:
— Из нашего аэропорта в основном летают жители Апатитов, Кировска, а когда не хватает билетов, то Мончегорска и Оленегорска. Им до «Хибин» столько же ехать, сколько и до «Мурманска». Периодически также наш аэропорт страхует мурмашинский и наоборот. При плохих погодных условиях в Мурманске многие рейсы садятся в Апатитах.

Дмитрий Сластин:
— Мы не конкуренты, а предприятия работающие на одном рынке.

«КП»: — Может быть авиакомпании не устраивают технические условия ваших предприятий, не позволяющие гарантировать качественный прием воздушных судов, и это мешает их активности?

Дмитрий Сластин:
— Полоса, перрон, рулежные дорожки — федеральная собственность. Аэропорту они отданы лишь на содержание. Мы имеем право только на небольшой текущий ремонт. Я работаю в своей должности уже три года. Если раньше аэропорт нередко закрывали из-за плохого состояния взлетной полосы, то при мне этого не было. Экипаж самолета сам выбирает — садиться или уходить на запасной аэродром.

Валентин Бабкин:
— Контролирующих органов у нас много, но мы работаем с ними достаточно конструктивно. У них свои планы проверок, нередко приуроченные к серьезным ЧП вроде аварийного отключения света в аэропорту Домодедово.

«КП»: — А как обстоит дело с воздушными перевозками внутри области?

Юрий Чуйков:
В последние два года нам удалось стабилизировать обстановку с перелетами. Авиакомпании, которые работают в Терском и Ловозерском районах, перешли на устойчивое расписание работы. По-прежнему перевозки в этих районах зависят от погоды. Однако работа, проведенная министерством с администрацией данных территорий позволила повысить пассажиропоток на 20 процентов. Главное — сохранить сложившееся положение. А чтобы развивать областные перевозки, нужно менять маршруты, и мы сейчас над этим работаем.

www.kp.ru
Фото: Вадим Воропаев vk.com/transport_vmurmanske
@Mail.ru .