Вторник - 27.06.2017

Будьте внимательны! С 1 апреля на железнодорожных вокзалах начали досматривать всех пассажиров

москва курский вокзал

С 1 апреля в России на 32 железнодорожных вокзалах: Москвы, Санкт-Петербурга и некоторых южных городов, сотрудники (не полицейские!) «Российских железных дорог» начнут досматривать всех граждан и багаж при входе в здание. Обустройство досмотровых зон на этих 32 вокзалах, уже обошлось бюджету примерно в полтора миллиарда! Для сравнения, примерно в 1,5 миллиарда рублей оценивается проект реконструкции мурманского вокзала. Если пилотный проект окажется успешным, системой досмотра будут оборудованы все железнодорожные вокзалы площадью помещений свыше 2 тыс. кв. м, в т.ч. и наш мурманский.
Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте была утверждена президентом Дмитрием Медведевым в 2010 году после мартовских взрывов в столичном метрополитене. На усиление безопасности на всех видах транспорта федеральное правительство выделило 46,7 миллиардов.
РЖД планирует создать на своих вокзалах систему безопасности по примеру аэропортов — на входе сканировать весь багаж и досматривать пассажиров. Для выполнения этих установок работники компании уже прошли обучение и теперь стали «инспекторами по досмотру».
Но у нас как всегда, все делается через пень-колоду.
Первое, пока что ни один закон не обязывает пассажира проходить контроль при посещении вокзала, а значит, любой досмотр должен быть добровольным. Это легко выльется в скандалы, разбирательства, судебные иски и прочие проблемы.
Второе, неудобство для пассажиров. Даже если идеально выстроить работу досмотровой службы, то все равно людям придется привыкнуть к тому, что на вокзал нужно приезжать не за пять минут до отправления поезда, а по крайней мере минут за тридцать, а лучше — за час.
В-третьих, сложно поверить, что охрана трех десятков вокзалов усилит безопасность всех железных дорог. В дирекции железнодорожных вокзалов находится почти 350 объектов. Да, подобная установка может выявить потенциального террориста на вокзале в Москве, но он может сесть на поезд в Рязани, в Твери, в Туле и т.д.  А по пути следования есть еще несколько полустанков, на которых делают остановки пассажирские поезда. Будут ли они снабжены рентгеновскими установками и металлоискателями?
Между тем террористы, как показывает практика, при подготовке теракта на железной дороге, а закладывают ее на путях. Как, например, было при крушении «Невского экспресса» в 2009 году. Закладывать взрывные устройства на железнодорожном полотне намного проще — в России 86 тысяч километров путей и чтобы все эти километры охранять, нужно будет поставить все население страны.
Если пойти далее, железнодорожный транспорт — не только поезда дальнего следования, но и пригородное сообщение. Причем если вокзалы обслуживают все типы пассажиров, то множество станций рассчитаны только на пригородные поезда.  А уж сами электрички — пригородные поезда — по пассажировместимости оставляют далеко позади поезда дальнего следования. Особенно в час пик. Самый известный взрыв поезда случился в 2003 в Ессентуках в вагоне электрички. Погибли 47 человек, более 180 ранены. Теракт тогда совершила смертница из террористической группировки Шамиля Басаева.
Дело в том, что компании-операторы пригородного железнодорожного сообщения сокращают количество дешевых поездов, из-за чего в часы пик они набиваются сверх всякой нормы. Если в пригородном вагоне около 100 сидячих и столько же стоячих пассажиров, а в составе 12 вагонов, то это примерно 2,5 тысячи человек — как в 46 плацкартных вагонах. Каким образом будут проверять несколько тысяч человек и весь их багаж за 20-30 минут — решительно непонятно.
Самый простой и экономичный выход — дать право полиции проводить выборочную проверку пассажиров, научив стражей правопорядка отличать потенциально опасных людей от мирных граждан.
Однако, и у этого способа есть проблемы:
Во-первых, среди российских полицейских (несмотря на реформу!)  встречаются  непрофессионалы, взяточники, бездельники и прочие профнепригодные специалисты.
Во-вторых, большинство терактов в России совершались кавказскими исламистами, и вполне логично, что полицейские при выборочной проверке будут руководствоваться внешними особенностями пассажиров. А это уже разжигание национальной розни.
Мурманский вокзал остается еще пока небезопасным — без досмотровых зон, однако, северянам, планирующим выезжать на летний отдых поездом, следует быть внимательным и приготовится стоять в очередях на входе на некоторых вокзалах. Особое внимание коммерсантам, конвеерный коридор стационарной системы рентгеновского сканирования вещей имеет габариты 90 х 50 см и сумки-баулы с товаром в него просто не войдут. 51transport публикует список вокзалов, на которых уже проводится досмотр:
Ленинградский (Москва), Московский (Санкт-Петербург), Тверь, Курский (Москва), Нижний Новгород, Владимир, Финляндский (Санкт-Петербург), Выборг, Анапа, Адлер, Владикавказ, Кисловодск, Краснодар, Лазаревская, Минеральные Воды, Махачкала, Новороссийск, Нальчик, Пятигорск, Прохладная, Ростов-главный, Сочи, Ставрополь, Туапсе, Дербент, Кизляр, Астрахань, Волгоград, Владивосток, Казань, Воронеж, Самара.

Фото: Вадим Воропаев http://vk.com/transport_vmurmanske
@Mail.ru .