Среда - 26.04.2017

«АвтоВАЗ» прекратил выпуск автомобилей модели «Самара»

Ваз самара 21014

Фото: www.wiweb.ru

Хотя основная тема сайта 51transport.ru — общественный транспорт Мурманской области, но следующую федеральную новость никак не могли не обойти вниманием. Как сообщили СМИ в конце декабря 2013 года,  Волжский автомобильный завод прекратил выпуск  автомобилей ВАЗ-2114 и вместе с тем всего семейства модельного ряда  «Самара», выпускавшегося 29 лет и остававшегося на протяжении почти двадцати лет самым популярным автомобилем в нашей стране. На каких бы дорогих иномарках, мы бы сейчас не ездили, свой автомобильный стаж каждый второй из нас начинал с «восьмерки» или «девятки», а многие еще являются автовладельцами этого, наверно, самого удачного по большинству характеристик, отечественного автомобиля.  Согласно данным ГИБДД, каждый одиннадцатый зарегистрированный автомобиль в нашей стране это все еще «Лада-Самара». Широкая автомобилизация населения в нашей стране началась с выпуском ВАЗа-2108.  Подписчикам, для которых слова «восьмерка» и «девятка» не только названия простых чисел, 51transport.ru приводит материал известного издания о славной, но достаточно противоречивой истории этого автомобиля.

[tab: Страница 1]

Фото: www.есо.рф

Фото: www.есо.рф

24 декабря 2013 года, на АвтоВАЗе выпущен последний экземпляр «четырнадцатой» модели. Эта разработка советского автопрома продержалась на конвейере 29 лет и разошлась тиражом в 5,3 млн штук. Рекорд отечественного автомобилестроения.
В 1985 году, когда первая советская переднеприводная модель ВАЗ-2108, поступила в продажу, она была принята покупателями с восхищением. Отсутствие задних боковых дверей поначалу воспринимается как большой минус, но свежий по тем временам дизайн, динамика и управляемость делают новинку автомобилем мечты. А слухи о том, что в разработке «восьмерки» участвовали специалисты Porsche, добавляли модели статуса.

Фото: tuning-vaz.org

Фото: tuning-vaz.org

По сравнению со всеми прежними советскими разработками, «Лада Спутник» (так вначале называлось семейство Samara) поражает своими повадками как на скоростных прямых, так и в крутых поворотах. Если «классика», в силу конструктивных особенностей задней подвески с неразрезным мостом, приплясывает на неровностях, то хэтчбек устойчив в вираже, хоть жестковатая подвеска не столь комфортна. Сразу же многие автомобилисты начинают практиковать «спортивные приемы вождения». Во всяком случае, владельцы новинки ездят подчеркнуто агрессивно.
Черные некрашенные бамперы были сделаны из упругого пластика, который не боялся небольших ударов. Если при парковке задним ходом не заметишь невысокий столбик и будешь двигаться «до характерного звука», с большой долей вероятности на бампере не останется и следа
За рулем «восьмерки» сразу обращаешь внимание на то, что посадка гораздо удобнее, а эргономика органов управления на порядок лучше, чем у прежних моделей. В «классике» колени согнуты, под правой рукой длинный рычаг переключения передач, отличающийся не очень четкими ходами, а в ВАЗ-2108 сидишь ниже, ноги прямее, рука сама ложится на по-спортивному короткую ручку КПП, оперировать которой гораздо удобнее.
Салон смотрится в те годы неплохо, но через некоторое время покупателей ждет неприятное открытие: передняя панель из жесткого пластика начинает очень сильно дребезжать. На «шестерках» такого не бывало…
Трехдверка удовлетворяла далеко не всех, так что появление модификаций с задними дверьми становится событием на рынке. После запуска в производство пятидверки ВАЗ-2109 в 1987 году сомнений не остается: семейство Lada Samara превратилось в самый желанный автомобиль для наших сограждан. Машина даже становится главным героем поп-хита — «Вишневая „девятка“», в котором солистки группы «Комбинация» жалуются: «Ее купил — меня забыл».
В 1990 году на рынок выйдет седан «девяносто девятая». Дизайн несколько аляповатого выступающего багажника вызывает споры, но эта модификация все равно сразу становится самой престижной.

[tab: Страница 2]

Фото: hsp-team.ucoz.com

На долгие годы автомобили семейства Samara превращаются в главных действующих лиц российского автоспорта. И в кольцевых гонках, и в автокроссе большинство пилотов начинает использовать «восьмерки» — отсутствие задних боковых дверей позитивно сказывалось на жесткости кузова. На всех производят впечатление черно-желтые «восьмерки» с экстравагантным аэродинамическим обвесом команды Miller Pilot, за которую выступал Николай Фоменко. Позднее команда сменит «восьмерки» на «девяносто девятые», которые получат еще более броскую внешность. И даже в «нулевые» годы модели семейства Samara останутся самым предпочтительным и доступным вариантом для тех, кто хочет попробовать себя в автоспорте, но стеснен в средствах.
Когда на российские улицы хлынул поток подержанных иномарок, престижу «девяносто девятых» и их родственников был нанесен серьезный урон. Но одновременно с этим перед их владельцами открываются новые горизонты: никогда раньше у российских автомобилистов не было таких возможностей видоизменить свой транспорт за счет разного рода допоборудования и аксессуаров. Каждый второй владелец «девятки» глубоко убежден, что машине надо придать индивидуальность. Так в жизни автомобилей семейства Samara наступила эпоха массового тюнинга.
Считалось, что из всех изделий российского автопрома именно «восьмерки» и «девятки» наилучшим образом годятся для постройки драйверских аппаратов. Дебютировавшая в 1995 году «десятка» разочаровывает любителей быстрой езды своей валкостью в поворотах, недостаточной жесткостью кузова и лишней массой. То ли дело «Самары»!..
Если под задним бампером автомобиля красуются желтые амортизаторные стойки Monroe или красные Koni, то такая машина вызывает уважение у понимающих автомобилистов. Красные тормозные суппорты Brembo на передних колесах — это тоже знак того, что владелец приобщился к миру истинных спортивных «аппаратов». Такие обычно заменяют штатные 13-дюймовые диски на колеса как минимум «пятнадцатого» диаметра и не скупятся на дорогущую спортивную резину «топовых» марок.
Большинству серьезный тюнинг не по карману, поэтому для большинства фанатов тюнинга главной мечтой становится аэродинамический обвес. Качественные комплекты появятся лишь к концу 90-х годов, причем о какой-либо аэродинамической пользе, как правило, речи не было. Толк от них состоял только в том, что машина выделялась в потоке.

Фото: www.freetorg.com

Появившаяся в 1997 году «пятнадцатая» привлекала большое внимание: такого серьезного обновления не получала ни одна российская машина. АвтоВАЗ называет эту разработку вторым поколением, но строго говоря, это фэйслифтинг, поскольку многие кузовные панели остались прежними, да и с технической точки зрения прогресса никакого.
Единственный минус рестайлинговой машины в сравнении с «восьмерками» и «девятками» — это отказ от упругих некрашеных бамперов, позволявших парковаться «на слух». Конечно, мировая мода требовала бамперы в цвет кузова, но, к сожалению, у «Самары-2» они слишком хрупкие
Настоящая дизайнерская победа заключалась только в том, что корма, которая у «девяносто девятой» выглядела слегка нелепо, полностью преобразилась: крышка багажника стала выше, сверху появилось антикрыло, и за счет этого в целом силуэт стал гармоничнее.
Салон удалось обновить полностью, и с этим даже был связан один казус. При утверждении проекта тогдашний директор завода Владимир Каданников выразил свое неудовольствие тем, что интерьер новинки оказался лучше, чем у «десятки», которая вообще-то должна иметь более высокий статус.
Крышка багажника у «пятнашки» открывается до бампера, что уменьшает погрузочную высоту. А вот «тринадцатые» и «четырнадцатые» такого решения, к сожалению, не получили
Если салон «восьмерок» и «девяток» на рубеже веков смотрится безнадежно устаревшим, то у новинки он в духе времени. Разве что не самый удачный руль от «десятки» хочется сразу заменить на «тюнинговый». Все равно подушки безопасности в нем нет..

[tab: Страница 3]

Илья Хабаров vk.com/murmanskgroup

Илья Хабаров vk.com/murmanskgroup

Если седан получил своевременное обновление, то подготовка к производству рестайлинговых хэтчбеков сильно затянется. Пятидверная «четырнадцатая» появится лишь в 2001 году, ну а любителям «трехдверок» придется ждать «тринадцатую» аж до 2004 года. Вообще хэтчбекам повезло с рестайлингом гораздо меньше. Поначалу планировалось внести довольно много изменений в конструкцию этих машин: угол наклона задней двери должен был измениться, а крышу планировалось немного приподнять. У всего этого была вполне практическая цель: новая аэродинамика машины решила бы известную проблему с постоянно грязным задним стеклом. Причем надо-то было поменять его наклон всего на два градуса… Но не судьба: в 90-е годы завод не имел ресурсов на подобные переделки, и в итоге в задней части лишь установили спойлер. Даже такая мелочь, как новые задние фонари, подобные тем, что получил седан, на хэтчбеках не появилась.
В то время, когда Samara-2 еще разрабатывалась, на АвтоВАЗе было много амбициозных проектов по преображению этого семейства машин. В частности планировался «горячий» хэтчбек «Спринт» с более мощным мотором. К сожалению, от него, как и от многих других разработок, пришлось отказаться.
Поразительный случай: разработка двадцатилетней давности в начале века еще не считалась таким уж анахронизмом. Ведь даже компактные хэтчбеки, вроде Peugeot 206 или Opel Corsa, в начале «нулевых» для большинства являются непозволительной роскошью. В провинции за те же деньги можно купить квартиру! Ну а вот «восьмерка» или «девятка» — другое дело. За 100 000 рублей можно было приобрести трехлетку со всем необходимым: «музыкой», сигнализацией, литыми дисками и тонировкой.

Фото: www.avito.ru/murmansk

Фото: www.avito.ru/murmansk

Производство моделей Самара-2 долгое время не может раскачаться, а более дешевые «девятки» продолжают пользоваться спросом, поэтому они остаются на конвейере аж до 2006 года. Но в целом семейство «Самара» быстро исчерпало ресурсы своей «второй молодости»: к моменту когда АвтоВАЗ полностью перешел на выпуск второго поколения, эти модели уже являются откровенно устаревшими. Особенно удручают результаты краш-тестов. В испытаниях  «Авторевю» «четырнадцатая», как и «девятка», получает ноль звезд.  Во второй половине «нулевых» на рынок выходит огромное количество доступных иномарок. И становится ясно — годы «Самары» сочтены.
В 2012 году продажи Samara начали стремительно падать, а в конце года с конвейера ушла «пятнашка». В этом июне прекратилось производство трехдверных «тринадцатых», пятидверная «четырнадцатая» пережила их всего на полгода. За 11 месяцев 2013 года своих покупателей нашли всего 38 тысяч моделей семейства Samara.
«Восьмерки» скрываются в зеркалах заднего вида и постепенно исчезают с наших улиц, но дело их живет. Достаточно сказать, что все последовавшие за ними вазовские модели по сей день базируются на некоторых элементах «восьмерочной» платформы. Многим из нас довелось отъездить на моделях семейства Samara. И, думаю, сегодня мы вспомним их добрым словом.

@Mail.ru .