Понедельник - 11.12.2017

Автобусы ЛиАЗ-677 закончили выполнять городские перевозки в Мурманске

Мурманск последний ЛиАЗ

Знаковое для многих мурманчан событие произошло на этой неделе,  22 апреля 2013 года в  19.00 в Мурманске закончилась работа автобусов ЛиАЗ-677, или в простонародье «луноходов».  Последним автобусом на крайнем рейсе 19 маршрута стал бело-синий автобус с госномером АВ 359 51. Одновременно закончилась и эпоха этих автобусов во всем регионе, потому что из городов: Кандалакша, Мончегорск, Апатиты, Кировск, Североморск, Оленегорск, Ковдор… мурманская автоколонна №1118 была последним транспортным предприятием, которое эксплуатировало эти автобусы.

[tab: Страница 1]

За полувековое существование этих автобусов на городских маршрутах, эта марка стала легендарной, «луноход» был одним из символов социализма и свидетелем истории советского, а потом российского государства последних пятидесяти лет. Наверно, не будет преувеличением сказать, что этот автобус и сам является не просто машиной, а частицей истории нашей страны, одним из самых заметных штрихов в облике советских городов 60-х, 70-х, 80-х годов. Какие высокие бы должности кто-нибудь из нас не занимал, каким бы крутым бизнесом не владел, на каком бы дорогом «Кайене» или «Лэнд Крузере» сейчас не ездил, все мы родом из 60, 70, 80, 90 — хх годов, когда с остановки битком набивались в этот медленный, но вместительный автобус с булькающим двигателем и ехали в школу, в институт, на работу. 51transport приглашает читателей понастальгировать о прошлом и узнать подробней о самом массовом советском автобусе.
Проектирование нового городского автобуса ЛиАЗ-677 началось в 1960 году. В процессе проектирования использовались наработки конструкторов ЗиЛа и ЛАЗа  – двух производственных объединений, имевших на тот момент наибольший опыт конструирования и производства автобусов большого класса. И уже осенью 1962 года, на ЛиАЗе был построен первый прототип.

Осенью 1966 г. новая машина была принята государственной комиссией и рекомендована к серийному производству. В 1967 г. были выпущены опытно-промышленные партии автобусов. Один автобус из этой партии был отправлен на ВДНХ СССР, где демонстрировался в павильоне “Машиностроение”. За создание автобуса ЛиАЗ-677 большая группа работников завода была награждена медалями Выставки.
Весной 1968 г. начался серийный выпуск машин новой модели. В 1971 г. началось массовое производство новых автобусов.
В 1972 году на Международной ярмарке в Лейпциге автобус ЛиАЗ-677 был отмечен Большой золотой медалью и дипломом I степени.
Новая модель вызывала положительное впечатление: была схожа с венгерским «Икарус-620» формой кузова, расположением дверей и общими компоновочными решениями. Двигатель нового ЛиАЗа был расположен спереди справа от водителя. Такое расположение двигателя позволяло ремонтировать мотор, не выходя из кабины, что было особенно важно для северных регионов страны. Передняя компоновка двигателя позволила создать в хвостовой части салона нового автобуса большую накопительную площадку, расположенную на более низком уровне. На заднюю площадку вел наклонный спуск на уровне заднего моста машины. Кстати, обидное прозвище «скотовоз» автобус получил как раз за стоячие места в конце салона, на вместительной задней площадке, как скот в стойле в «часы пик» ехало несколько десятков пассажиров.  Кабина водителя и отсек двигателя были соединены в общий блок, изолированный от пассажирского салона общей стенкой. Для того, чтобы сократить время простоев на остановках и, следовательно, продолжительность поездок, салон автобуса был снабжен двумя широкими дверьми, позволявшими одновременно входить и выходить двум пассажирам. Было также сокращено количество посадочных мест до 25, что позволило создать широкий проход между рядами сидений. Таким образом, общая пассажировместимость была увеличена до 110 человек. В качестве силовой установки в автобусе использовался двигатель ЗиЛ-375 от армейского грузовика Урал. При 3200 оборотах в минуту мотор выдавал 180-сильную мощность. Крутящий момент на заднюю ось передавался при помощи трехступенчатой автоматической коробки передач гидротрансформаторного типа. Применение автомата на городском автобусе сильно облегчало работу водителя. Длина автобуса при 5150-миллиметровой колёсной базе составляла 10530 миллиметров. Ширина достигала максимально разрешённых в СССР двух с половиной метров, а высота при довольно высоком для города 350-миллиметровом дорожном просвете была равна 3,033 метра.
На ЛиАЗ-677 впервые среди всех автобусов СССР, да и практически всего мира! появились широкие двери и накопительные площадки у дверей, мощное освещение салона лампами дневного света, пневматическая подвеска кузова, автоматическая коробка передач, гидроусилитель рулевого управления.
Из недостатков нужно было отметить слабоватый бензиновый двигатель с большим расходом топлива. Водители называли его «слоном» за медлительность, неповоротливость и прожорливость. Автобус был мало динамичен, затяжные подъёмы он преодолевал с трудом.  Другой проблемой было то, что летом мотор перегревался, а зимой переохлаждался. Поэтому летом автобусы ездили с поставленной на упор передней крышкой моторного отсека, а зимой эту самую крышку прикрывали подручным теплоизолирующим материалом.
В 1978 году ЛиАЗ-677 был модернизирован и получил обозначение ЛиАЗ-677М. Новая модификация отличалась в основном отделкой салона, потолочными люками, новыми световыми приборами. Также по моде того времени стёкла салона стали через одно цельными без сдвижных форточек. После проведения модернизации двигателя, машины перешла на потребление более дешёвого бензина А-76, и паспортное потребление было снижено до 54-х литров на 100 километров.
Большинству пассажиров автобус запомнился уникальной для пиковых часов вместительностью салона, просторным, теплым даже в самую холодную погоду салоном, большими окнами.
Помимо обычной модификации, выпускались многие другие (Б/МБ — без накопительной площадки, А/МС — северный вариант (двойное остекление, теплоизоляция кузова), Г- газовый,) Б/МБ и А/МС поставлялись в нашу область.
Изначально у модели «677» были разные варианты окраски. И лишь в 1976-77 годах (с появлением модификации «677М») «ЛиАЗы» приобрели всем знакомый и хорошо запоминающийся жёлто-рыжий цвет.

[tab: Страница 2]

Когда эти машины только вышли на линию в шестидесятых – это была романтическая эпоха освоения космоса – их сразу стали называть луноходами: мягкий и плавный ход, дневное освещение.
Тех, кого укачивает в общественном транспорте, вспоминают ЛиАЗ добрым словом – его пневмоподвеска не допускала вертикальных колебаний. Кроме того, трогался автобус без рывков, а тормозил плавно. Поэтому не возникало и колебаний продольных. Поэтому в ЛиАЗе никогда не укачивало. За эту подвеску — шоферы нарекли автобус «баржой» — он не ехал, а плыл по дороге. Однако из-за отсутствия какой бы то ни было системы поперечной стабилизации, при поворотах ЛиАЗ-677 очень сильно давал крен, подчеркивая схожесть с плавботом. А порядком раздолбанный, набитый ЛиАЗ вообще имел обыкновение ездить с перманентным креном градусов в двадцать на левый/правый борт, вызывая чувство у пассажиров, что вот-вот завалится на бок. Еще одним недостатком была крыша, она состояла из отдельных фрагментов металлического листа, потому начинала протекать сразу после схода с заводского конвейера. За панелью потолка развивался процесс гниения, а пассажиры в салоне в плохую погоду принимали душ.
Уже в начале 80-х автобус морально устарел и уже в те времена начали думать об его замене, и если бы не развал СССР со всеми вытекающими последствиями, вряд ли луноходы дожили бы до наших дней в таком количестве. Большой моторесурс позволил им ещё долгое время держаться на маршрутах. Последний ЛиАЗ-677М сошёл с конвейера Ликинского завода 7 августа 1994 года. После этого в течение нескольких лет он выпускался на различных авторемонтных заводах (в Яхроме, Бору, Тосно и т.д.). Всего было выпущено более 194 тысяч «677» всех модификаций, из них 7133 автобуса было экспортировано в шестнадцать стран: восточная Европа, ГДР, Куба и Монголия.
В Мурманске они появились в 1971 году, а затем и в других городах области: Мончегорск (1974 г.), Апатиты и Кировск (1976 г.). Самыми новыми машинами в области были 2 ЛиАЗа 1997 г.в. (без учета КВР) — они пришли в 2003 году в Апатиты с Карелии.
В Мончегорске последние 25 ЛиАЗов независимо от состояния были списаны в 2006 году. В Кандалакше от них быстро избавились до 2004 года. В Апатитах последний автобус списали в декабре 2012. В советские годы маршруты каждого из городов обслуживало до полусотни автобусов этой марки. В Мурманске еще в начале двухтысячных на линиях работало более сотни ЛиАЗов, их массовое списание  началось после 2005 года, последний год в парке числилось всего 5 машин. По отзывам мурманских шоферов, подъемы на сопки в городе автобус штурмовал тяжело. Когда автобус полз по Челюскинцев наверх к Семеновскому озеру, его могли обогнать пешеходы, а по времени можно было выкурить пару сигарет. А на спусках наоборот, проблемы доставляли архаичные тормоза с грузовика ЗИЛ-130. И вечный пережог топлива, почти по всем маршрутам. В некоторых АТП подручными средствами боролись с недостатками: устанавливали механическую коробку передач и карбюратор от ГАЗ-53 для экономии топлива, на заднюю площадку ставили сиденья, для сокращения стоячих мест и снижения пассажировместимости салона, чтобы автобус легче ехал.
Впрочем, пока не все эти автобусы ушли на пенсию, в России и в Украине еще немало городов, где в единичных экземплярах еще эксплуатируются эти автобусы. Во многих АТП их используют как учебные машины или переоборудовывают в передвижные мастерские. «Луноход» очень часто встречается во многих советских фильмах. В ряде городов бывшего СССР установлены памятники автобусу ЛиАЗ-677 и склоним голову — заслуженно. Индустриальной стране, которая массово строила города и промышленность, осваивала земли от южных морей до заполярных широт, нужен был простой, надежный и вместительный автобус, которым и стал ЛиАЗ-677. Из-за того что эти автобусы эксплуатировались от Москвы до глухих райцентров, практически каждый россиянин старше 15-17 лет может назвать ЛиАЗ-677 автобусом своего детства.  Ностальгии добавляет тот факт, что в стране на протяжении уже многих лет до сих пор нет образца отечественной техники, которая может стать символом  и легендой своего времени, как Ту-154, электровозы «ВЛ», ВАЗ-2101, ЛиАЗ-677 и т.д. Например, из десяти поступивших в апатитскую автоколонну №1378 автобусов ПАЗ-4320 «Аврора» в 2004 году, к настоящему времени списано 8! А автомобили Волжского автозавода уже давно стали героями анекдотов. Поэтому все чаще, с каждым годом, образ жизни россиянина все теснее связывается с техникой западного производства, и, похоже, эту технику наши дети будут вспоминать из своего детства, когда станут взрослыми.  

Редакция благодарит за подготовку материала пользователя IVZ
Фото: Дмитрий Николаевский
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика