Среда - 26.09.7151

Автобус: тенденции будущего

Фото: Артур Филипченко vk.com/transport_vmurmanske

Фото: Артур Филипченко vk.com/transport_vmurmanske

Автобусы, прочно вошедшие в нашу жизнь в прошлом столетии, в нынешнем активно продолжают укреплять свои позиции. Человечеству уже недостаточно иметь просто городские, пригородные и междугородные пассажирские машины.
После снижения спроса на междугородные автобусы в 80-90е годы 20-го века, первое десятилетие двухтысячных отмечено  противоположной тенденцией. Это подтверждают результаты исследования, проведенного Международным союзом автомобильного транспорта (МСАТ), касающегося роли туристических автобусов в экономике европейских государств. Выяснилось, что автобусный туризм обеспечивает до 2% ВВП. Автобусные туристы чаще пассажиров других видов транспорта останавливаются в гостиницах и тратят на 40% больше денег на еду, развлечения и сувениры.
Времена, когда пассажир автобуса дальнего следования мог довольствоваться в пути только багажным отделением и туалетом, канули в прошлое. Теперь путешествующих не удивишь ни мини-баром, ни бортовым холодильником, ни походной кухней. На борту «дальнобойных» автобусов привычными стали видеосистемы и гардеробы, игорные столики и автоматы с напитками, ночные шторы и теплые пледы. Конечно, важно повесить костюм на вешалку, но в крайнем случае помятую одежду можно и в отеле погладить. Однако все это мелочи по сравнению с тем, на что идут в последние годы производители туристических лайнеров, лишь бы привлечь максимум внимания к своей продукции. Да и сама продукция предприятий оценивается по более сложной шкале. В ней учитываются не только технические данные конкретного образца техники и уровень комфорта, но также эстетические, экологические показатели плюс степень безопасности.
Безопасность – один из важнейших факторов при разработке новых машин.Поскольку на время путешествия пассажиры доверяют свою жизнь водителю, автопроизводители делают многое для того, чтобы облегчить труд сидящего за рулем и предотвратить или минимизировать неприятные последствия в чрезвычайной ситуации. Подтверждение тому – панорамные зеркала заднего вида, позволяющие видеть не только борта автобуса, но и входы, салон, передний свес снаружи. Это и камеры контроля «мертвой зоны», используемые на автобусах компаний Van Hool и Setra. В стандартное оснащение включаются устройства, которые прежде не всегда предлагались и за отдельную плату, а именно: антиблокировочная (ABS) и противобуксовочная (ASR) системы, регулятор распределения тормозных сил EBS, программа стабилизации курсовой устойчивости ESP и дополнительный тормоз-замедлитель. Электроника теперь управляет работой двигателя, трансмиссии, тормозов и ходовой части. Есть и устройства, предотвращающие засыпание водителя.  выключателя.
А британцы предложили установку подогреваемых полов Flex-El. По сравнению с традиционными отопителями они равномернее обогревают салон, облегчают уборку и обслуживание автобусов, снижают эксплуатационные расходы и экономят место.
Любопытные новшества появляются на двухэтажных автобусах. Так, если на верхней палубе все кресла стоят по ходу движения, то на нижней нередко и друг напротив друга, со столиками посередине.
В новых лайнерах нет привычной для других автобусов дальнего следования индивидуальной реактивной вентиляции – вместо нее улучшена централизованная система подачи и кондиционирования воздуха в салоне. Она не только поддерживает нужную температуру, но и создает оптимальную влажность. А из мира авиации переняты закрываемые багажные полки под потолком: при резком изменении направления и скорости движения их содержимое не свалится на голову или в проход.
Сегодня не все помнят, что рождением автобуса человечество во многом обязано немцам. Трудно поверить, но первое такое транспортное средство появилось более ста лет тому назад на фирме Daimler-Benz. Но если тогда автобус базировался на шасси грузовика, то теперь он изначально строится на оригинальной платформе.
Более того, прогресс в развитии наземных пассажирских транспортных средств для города очевиден: за прошедшее десятилетие парк городских автобусов изменился не только количественно, но и качественно. Например, взамен традиционной двускатной ошиновки на ведущих осях автобусов появились сверхширокие шины – так называемые «суперодиночки». Они позволяют уменьшить ширину колесных арок суммарно на 800 мм и сделать тем самым просторнее и вместительнее салон, снизить массу автобуса в угоду топливной экономичности, упростить техобслуживание. Одним из первых осваивать эту новинку вызвался MAN Bus GmbH.
Совершенствование узлов сочленения так называемых «гармошек» тоже относится к разряду тенденций автобусостроения. Любопытную разработку представила и фирма ContiTech – прозрачный текстиль «гармошки», созданный совместно со специалистами предприятия Hemscheidt. Благодаря специальной смеси каучука, рецепт которой по понятным причинам держится в секрете, удалось добиться отличной светопропускаемости материала при сохранении его прочности и функциональности. Новинка уже прошла успешные испытания в нескольких немецких городах. Еще одна инновация – увеличение числа дверей, благодаря чему сокращается время простоя на остановках.
Прогресс диктует свои требования, и в автобусном парке все чаще появляются не совсем обычные экземпляры. Это передвижные гостиницы, бизнес-офисы, справочно-информационные центры, фургоны для перевозки лошадей, пивные контейнеры и многое-многое другое. Сегодня, пожалуй, даже у скептиков нет сомнения в том, что развитие автобусов на этом не остановится.

www.kolesa.ru

@Mail.ru .