Среда - 26.04.2017

Аэропорт «Мурманск» ждет приватизация

Фото:  Георгий Влазнев

Фото: Георгий Влазнев

Правительство РФ планирует в 2014 — 2016 гг. продать государственные пакеты акций 159 госпредприятий, подлежащих приватизации. В данном перечне есть и аэропорт Мурманск. Посредником в продаже государство выбрало крупнейшую в данной сфере компанию «Российский аукционный дом» (РАД) .
Помимо мурманского аэропорта, приватизируют и воздушные гавани Архангельска и Магадана.
Попробуем разобраться, что может сулить авиапредприятию переход в частную собственность.
Здание из стекла и бетона, построенная за счет государства взлетная полоса и достаточное количество потенциальных пассажиров в радиусе 100-150 км — вот составляющие для успешного начала аэропортового бизнеса. Инвестиции в здание аэровокзала сопоставимы с сегментом коммерческой недвижимости, зато арендные ставки выше, чем в самом дорогом торговом центре.
В стране, в частной собственности находится около 7% аэропортов. Но их количество будет расти, российские власти взяли курс на приватизацию остающихся у государства аэропортовых активов, что подтверждает версию о том, что частный собственник эффективнее государственного.
В России уже успели сформироваться целые аэропортовые холдинги. Среди них есть три самых заметных игрока: группа «Ренова» Виктора Вексельберга (аэропорты Екатеринбурга, Самары, Нижнего Новгорода и Ростова-на-Дону, суммарный пассажиропоток — 7,3 млн), «Новапорт» семьи Романа Троценко (аэропорты Новосибирска, Челябинска, Волгограда, Томска, Барнаула, Читы, в сумме — 5,4 млн пассажиров) и «Базовый элемент» Олега Дерипаски (аэропорты Краснодара, Сочи, Геленджика, Анапы, Ейска, суммарно — 5,4 млн пассажиров). Все фигуранты построили свои холдинги на основе исключительно региональных аэропортов. Инвесторам интересны все крупные аэропорты с пассажиропотоком от 1 млн человек в год. Но предложение сильно ограничено.
Но, конечно, важно учитывать и прогнозы по трафику, ведь авиационная подвижность населения постоянно растет. Например, за последние три года пассажиропоток аэропорта «Мурманск» вырос в полтора раза. Хотя траффик остается достаточно низким, чуть более 600 тыс. пассажиров в год.
Механизм приватизации аэропортов вполне выгодный для государства. Каждый раз, когда выставляется на продажу очередное предприятие, на него находится сразу несколько претендентов, что позволяло продать его дороже. К примеру, когда государство через аукцион продавало контрольный пакет «Толмачево», в ходе торгов итоговая цена пакета выросла со стартовой в 2,5 разаХотя, не всякая приватизация происходила безупречно. Приветом из лихих 90-х до сих пор отзывается история крупнейшего российского аэропорта «Домодедово», который был отдан в частные руки через механизм долгосрочной аренды еще в 1997 году. С момента приватизации структура собственности аэропорта менялась неоднократно, но конечные бенефициары никогда не были известны.
Основные доходы в аэропортовом бизнесе идут за счет высоких ставок аренды на коммерческие площади, отсюда — такие высокие цены в аэропортовых магазинах и ресторанах. Именно в пользу неавиационных доходов пытаются пытаются ориентироваться собственники аэропортов по всему миру. Маржа здесь максимальна: минимальные затраты и высокие ставки, в отличие от авиационной деятельности. Да и пассажирам почему-то всегда гораздо приятнее оставить 1000 рублей в кафе в зале ожидания,  чем переплатить ту же сумму за авиабилет. Но в этом плане, аэропорт «Мурманск», пожалуй, бесперспективен. В расписании нет стыковочных рейсов, обеспечивающих людность аэровокзала, пассажирами ожидающих свои вылеты. Основная масса пассажиров приезжает из города за час до вылета и не останавливаясь на покупки, сразу проходит на регистрацию и личный досмотр.
Скорее всего, за дорого, продать пакет акций нашего аэропорта у государства не получится, авиационным холдингам проект будет неинтересен, вероятно, покупателями могут выступить региональные структуры сырьевых холдингов, скорее всего, ОАО ГМК «Норильский никель». Которое уже владеет базовым мурманским перевозчиком — авиакомпанией «Нордавиа». Было бы логично, для развития этой авиакомпании прикупить аэропорты в Мурманске и в Архангельске, а потом еще и диктовать другим перевозчикам свои условия. Что же касается развития, то практика показывает, что частный собственник всегда начинает с реконструкций и улучшений.

@Mail.ru .